Можно ли дарить зеркало? к чему дарят зеркало

Можно ли дарить зеркало? к чему дарят зеркало

Как игра помогает готовиться к школе?Содержание.


I Введение.

1.1. Цель и задачи.

1.2. Структура программы.

1.3. Правила реализации программы.

1.4. Предполагаемый результат.

II. Содержание программы.

2.1. Блок I. Игры, направленные на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания, мотивации к началу учебной работы.

2.2. Блок II. Игровые упражнения, направленные на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение.

2.3. Блок III. Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыка сотрудничества, умения понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые.

III. Список литературы.

Введение.

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социальную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.

Это актуализируется и в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социализация». Содержание данной области направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Все вышеозначенное приводит к возникновению необходимости проведения специальной работы по формированию социальной готовности ребенка к обучению в школе.

Деятельность педагогов, педагогов-психологов по формированию социальной готовности дошкольника к обучению в школе, отмечают и ученые, и практики, должна реализовываться в игре. Именно игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей.

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируются не только коммуникативные умения, но и творческое воображение. Игра также создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности [ 4 ].

Программа игр и игровых упражнений нацелена на укрепление уверенности детей в себе, на помощь в осознании ими личностных особенностей и возможностей в конструктивном взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми.

Задачи программы:

1. Развитие умения детей использовать вербальные и невербальные средства общения в различных коммуникативных ситуациях.

2. Развитие умения конструктивного разрешения детьми конфликтных ситуаций и межличностных конфликтов.

3. Формирование умения вести диалог со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание программы, в соответствии с Проектом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, (п.4,) отражает следующие аспекты развития ребёнка дошкольного возраста: характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому[3].

Условия реализации: Программа имеет практическую направленность и предназначена для использования в повседневной работе, как педагогов-психологов, так и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Игры и игровые упражнения могут быть использованы, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Структура программы:

Материалы сборника сгруппированы в три равнозначных блока. Каждый из блоков включает 17 игр и игровых упражнений.

В первый блок включены игры, направленные на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания, мотивации к началу учебной работы. Упражнения первого блока можно включать (выборочно, в соответствии с тематикой недели) в ритуал начала непосредственной образовательной деятельности, заключительную часть или физкультминутку.

Второй блок игр направлен на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение, соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; спокойно реагировать в конфликтных ситуациях и решать их самостоятельно или при помощи взрослого; договариваться в процессе деятельности; адекватная самооценка. Игры этого блока можно использовать в режимных моментах для обсуждения межличностных конфликтов. Для анализа поведения конфликтовавших детей используется аналогичное поведение сказочных персонажей.

В третьем блоке игр акцент сделан на формирование умения понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые; умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости; формирование навыка сотрудничества; старания довести начатую работу до конца; умения приспосабливаться и адаптироваться; способность самому решит свои простейшие проблемы, поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия.

Правила реализации программы:

При реализации программы игр или отдельных игровых упражнений необходимо:

1. Подкреплять и поддерживать попытки детей изменять свое поведение и отработать полученные навыки.

2. Поддерживать детей, высказывающих негативные мысли и чувства, так же, как и тех, кто выражает позитивные чувства.

3. Способствовать тому, чтобы дети использовали новые формы взаимодействия, освоенные в игре, в различных видах деятельности.

4. Быть искренним и принимать детей такими, какие они есть, поддерживая происходящие с ними изменения.

5. Игры, которые требуют перевоплощения ребенка, следует заканчивать деролингом. Деролинг — постигровая процедура выхода игрока из роли, призванная заставить игрока отделить от себя сознание его персонажа. Нужно прикоснуться к ребенку и, например, сказать: «Ты не приведение, ты — Маша».

6. В конце каждого упражнения проводить его анализ. Обсуждение, организованное после выполнения упражнения, способствует развитию рефлексии и осознанию детьми своих успехов в коммуникативной деятельности.

7. Благодарить и хвалить детей за их работу, отмечать их достижения.

При реализации программы игр или отдельных игровых упражнений не следует:

1. Превращать игру в учебную деятельность.

2. Рассаживать детей за столы. Это создает психологический барьер и мешает детям общаться друг с другом.

3. Ожидать, что дети сразу, при однократном выполнении упражнения, приобретут те или иные умения. Будьте готовы к тому, что вам придется неоднократно демонстрировать, проигрывать с детьми и постоянно подкреплять новые формы взаимодействия.

4. Позволять одним детям дразнить, высмеивать или оказывать давление на других детей. Останавливайте такое поведение и объясняйте, почему вы это делаете.

5. Навязывать детям игры или игровые упражнения, если они боятся, не хотят или еще не готовы к этому.

6. Перегружать играми и игровыми упражнениями в ущерб другим видам деятельности. Применение игр должно соответствовать уровню развития детей.

7. Выступать в роли судьи в детских конфликтах. Используйте конфликтные ситуации для того, чтобы научить детей правильно относиться к противоположным мнениям.

Предполагаемые результаты при реализации программы игр и игровых упражнений:

Результаты реализации игр и игровых упражнений могут быть представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, о которых гласит Проект Федерального государственного образовательного стандарта:

● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.

● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.

При составлении программы использовались материалы, опубликованные в трудах А. Н. Вераксы, М. Ф. Гуторовой «Практический психолог в детском саду», Р. Смид «Групповая работа с детьми и подростками», К. Фоппеля «Как научить детей сотрудничать?».

II. Содержание программы.

Блок I. Игры, направленные на формирование желания ребенка учиться, получать новые знания, мотивации к началу учебной работы

Игра 1. «Услышь своё имя».

Цели: развитие умения слушать и слышать.

Количество играющих: 5-15 человек.

Материалы: мяч

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребёнок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребёнок не может его поймать. В таком случае, с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть чтение стихотворения, прыжки на одной ноге по кругу – всё зависит от участников.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра?

-трудно ли было услышать свое имя?

-всегда ли ты его слышал?

-что мешало вовремя услышать свое имя?

-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение?

-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?

Игра 2. «Гонка мячей».

Цели: освоение навыков командного взаимодействия, развитие партнерских взаимоотношений.

Количество играющих: 6-16 человек.

Материалы: два разноцветных мяча

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит мяч раньше. Игру можно усложнить, если предложить такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого её участника.

Анализ игры:

— трудно ли было действовать в команде?

-что, на твой взгляд, было самым сложным?

-какое настроение у тебя сейчас?

-как ты считаешь, могла бы ваша команда выполнить задание лучше?

-что нужно сделать в следующий раз, чтобы команда действовала слаженно?

Игра 3. «Передай маску».

Цели: формирование умения распознавать и передавать эмоциональное состояние другого человека при помощи невербальных средств.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: дети садятся в круг. Педагог придает своему лицу особое выражение («одевает маску») и медленно поворачивает голову, чтобы у всех детей была возможность увидеть его выражение лица. Дальше он поворачивается к партнеру слева, который, в свою очередь, в точности повторяет это выражение на своем лице. Как только это получается, ребенок поворачивается налево, изменив при этом выражение лица на новое, близкое (или, наоборот, противоположное) по эмоциональному состоянию. Так же делают все остальные. Сначала ребенок повторяет выражение лица соседа справа, затем придумывает собственное выражение и «передает» соседу слева. Выражение лица может быть комическим или угрожающим, страшным или смешным.

Комментарии: в игре возможно расширение сюжета, введение каких-то дополнительных условий. Например, можно договориться, что прежде чем повторить маску, нужно назвать это эмоциональное состояние.

Анализ игры:

-трудно ли было «передавать» маску?

-что было сложнее: называть или «передавать» маску?

-какие маски вам больше нравятся?

-какую маску можно «надеть», разговаривая с другом?

Игра 4. «На мостике».

Цели: развитие умения называть эмоцию, эмоциональное состояние; подбирать близкие или противоположные по значению.

Количество играющих: две команды по 3-8 человек.

Материалы: мелки

Описание игры: взрослый предлагает пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу, друг другу идти одновременно два человека. На середине «мостика» один из игроков называет эмоцию или эмоциональное состояние, второй игрок, в ответ, называет противоположное. Если второй игрок ошибается, то он «падает в пропасть», а вместе с ним выбывает и первый игрок, потому что, когда он остался один, мостик перевернулся. Если второй игрок прав, то ребята аккуратно меняются местами и доходят до конца «мостика». Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарии: приступив к игре, дети каждой команды должны договориться о называемых эмоциях или эмоциональных состояниях. Игру можно варьировать. Например, игрок второй команды может называть не противоположное, а близкое названному, эмоциональное состояние. Или, например, педагог показывает одному из ребят изображение эмоционального состояния человека; ребенок называет это состояние или эмоцию, а игрок второй команды называет ситуацию, которая может вызвать данную эмоцию.

Анализ игры:

-сложно ли было двигаться по «мостику»?

-какие эмоции назывались чаще: положительные или отрицательные? Как вы думаете, почему?

-что было сложнее, назвать эмоцию или подобрать близкую (противоположную)?

-какие из названных эмоций ты испытываешь чаще?

-нужно ли учитывать эмоциональное состояние другого человека, когда ты хочешь с ним поговорить, поиграть?

Игра 5. «Добрая и злая кошка».

Цели: развитие умения изобразить заданную эмоцию, гармонизация и стабилизация эмоциональной сферы ребенка

Количество играющих: 5-9 человек.

Материалы: музыкальный отрывок

Описание игры: взрослый предлагает изобразить злых кошек, затем добрых кошек (под спокойную музыку)

Комментарии: Игру можно варьировать. Например, педагог просит изобразить грустных кошек, скучных кошек, печальных и т.д. Но закончить игру необходимо изображением положительной эмоции.

Анализ игры:

-понравилось тебе быть кошкой?

-какой кошкой быть интереснее: веселой, грустной, печальной?

-как ты думаешь, что может порадовать грустную кошку?

— А как можно изменить состояние грустного друга? Что ты можешь сделать для этого?

Игра 6. «Азбука настроения»

Цели: знакомство с различными эмоциональными состояниями людей, развитие способности понимать это состояние и правильно называть его.

Количество играющих: 5-9 человек.

Материалы: наборы карточек (6 штук на одного ребенка) с изображением различных эмоциональных состояний.

Описание игры: играющие и ведущий садятся в круг. Ведущий предлагает каждому ребенку рассмотреть набор карточек (6 карточек вручается каждому ребенку). У детей нет одинаковых карточек. На каждой из карточек изображены различные эмоциональные состояния героев мультипликационных фильмов. Ведущий просит детей показать карточки, на которых персонаж радуется, обижен, огорчен и т.д.

Комментарии: в роли ведущего могут выступать и сами дети. Но начинать обязательно следует взрослому. Взрослый, назвав, 1-2 состояния и получив ответы, передает ход участнику слева, тот, в свою очередь, назвав состояние, передает ход следующему участнику. Вначале игры необходимо договориться о «тайном знаке», который используется для того, чтобы исправить возможные ошибочные ответы ребят.

Анализ игры:

-что понравилось тебе больше: называть состояние или показывать карточку с его изображением?

-карточки с изображением каких эмоциональных состояний тебе не понравились? Почему?

-ты старался называть какие эмоциональные состояния положительные или негативные?

Игра 7. «На что похоже настроение».

Цели: развитие умения понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое настроение.

Количество играющих: 5-9 человек.

Описание игры: играющие и ведущий садятся в круг. Ведущий предлагает по очереди рассказать, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает ведущий: «Мое настроение сейчас похоже на молодые зеленые листики. А твое?»

Комментарии: игра может быть усложнена называнием настроения или эмоционального состояния. Например, ведущий говорит, обращаясь к игроку слева: «Мое настроение сейчас похоже на молодые зеленые листики. Какое у меня настроение?». Игра продолжается по кругу. Если кто-то из детей ошибается, то ведущий показывает «тайный знак» и обращается к другим детям за помощью. В случае затруднения с называнием правильного ответа, ведущий старается «натолкнуть» ребят на нужный ответ. Например, «вспомните, ребята, как выглядят молодые листики? Какие они? Они недавно появились на свет, как вы думаете, что они чувствуют?» и т. д.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра?

-сложно ли было назвать настроение другого человека?

-чей вопрос был самым трудным для тебя?

-на что сейчас похоже твое настроение?

Игра 8. «Маленькое привидение».

Цели: развитие умения выражать заданное эмоциональное состояние и называть его.

Количество играющих: 5-9 человек.

Описание игры: ребята садятся или становятся в круг. Ведущий предлагает поиграть в привидений. Он тихо называет одному из детей эмоциональное состояние или настроение приведения. Ребенок старается передать это настроение. Остальные дети могут повторять эти движения. По хлопку педагога, дети должны остановиться и угадать, какое привидение их пыталось напугать: обиженное, веселое, грустное, радостное и т.д.

Комментарии: в роли ведущего могут выступать сами дети и называть «привидению» настроение или эмоциональное состояние, которое нужно изобразить. Игра может проходить без ведущего. Каждый из детей изображает настроение «привидения», а остальные пытаются угадать. Педагог может быть полноправным игроком: и показывать настроение своего «привидения», и отгадывать (только в том случае, когда дети сами не справляются).

Анализ игры:

-каким было твое «привидение»?

-ты хотел, чтобы оно было именно таким?

-если бы ты сам выбирал настроение для привидения, то каким бы оно было?

-было ли тебе страшно? Как ты думаешь, почему?

-какое из «привидений» тебя развеселило?

Игра 9. «Рисунок».

Цели: развитие умения соотносить заданное эмоциональное состояние с его проявлениями; формирование навыка изображения заданного настроения или эмоционального состояния.

Количество играющих: 3-6 человек.

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши

Описание игры: ведущий нарисовать «добрую» и «злую» картинки в той последовательности, в которой дети сами захотят. Рисунки развешиваются и дети рассказывают, что они изобразили. Обсуждение начинается со «злых» картинок.

Комментарии: Игра может сопровождаться соответствующей настроению или эмоциональному состоянию, музыкой. Если ребенок отказывается от комментирования своего рисунка, то педагогу не следует настаивать. Но нужно обязательно вернуться к обсуждению этого рисунка в индивидуальной работе с ребенком.

Анализ игры:

-что ты изобразил на рисунке?

-какую картинку легче было нарисовать?

-какой из рисунков ребят напоминает твое настроение сейчас?

Игра 10. «Как ты себя чувствуешь»

Цели: развитие умения соотносить изображенное на рисунке эмоциональное состояние со своим собственным, с настроением близких взрослых людей.

Количество играющих: 3-7 человек.

Материалы: карточки с изображением различных оттенков настроения.

Описание игры: ребята и ведущий садятся в круг. Ведущий показывает детям карточки с изображением различных оттенков настроения. Дети выбирают те карточки, которые, в большей степени, передают их настроение (настроение мамы, папы, бабушки и т.д.)

Комментарии: Игра может сопровождаться спокойной музыкой. Дети, помимо выбора карточки, могут также называть изображенное эмоциональное состояние.

Анализ игры:

-сразу ли ты «узнал» свое настроение?

-что тебе помогло его узнать?

-у кого из ребят было настроение, похожее на твое настроение?

-как можно назвать твое настроение?

— часто бывает у тебя это настроение?

Игра 11. «Дотронься…»

Цели: развитие умения изображать и узнавать заданную эмоцию или эмоциональное состояние.

Количество играющих: 3-7 человек.

Материалы: карточки с изображением различных оттенков настроения.

Описание игры: ребенок-водящий отворачивается от детей. Ведущий показывает каждому ребенку карточку с изображением различных оттенков настроения. Дети мимикой передают заданное настроение. Педагог называет оно из настроений, а водящий должен дотронуться до ребенка, изображающего это настроение. Если водящий угадал, то он становится игроком, а другой ребенок — водящим.

Комментарии: Игра может сопровождаться музыкой, которая поможет или, наоборот, будет мешать определению эмоционального состояния.

Анализ игры:

-тебе было интереснее показывать настроение или угадывать его?

-какое настроение ты отгадал сразу (не сразу)?

-какое из настроений, изображенных ребятами, было у тебя утром? А сейчас?

-как ты думаешь, почему оно изменилось?

Игра 12. «Выразительные эмоции и движения»

Цели: развитие умения невербально передавать эмоциональное состояние.

Количество играющих: 3-9 человек.

Материалы: музыкальные отрывки из произведений, соответствующие называемым эмоциям, эмоциональным состояниям.

Описание игры: ведущий предлагает выполнить движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щёки, втянуть щёки в полость рта. Затем ведущий предлагает изобразить: радостного человека, грустную собачку, печального снеговика, испуганного котенка, бельчонка, испытывающего боль, любопытную сороку и т. д.

Комментарии: желательно, чтобы количество заданий соответствовало количеству игроков для проведения конкурсов «Самый печальный снеговик», «Самый радостный человек» и т.д. Каждый ребенок, обязательно, должен быть отмечен педагогом. Если дети будут затрудняться при изображении таких состояний, как любопытство, равнодушие, смущение и др., то педагог должен не просто напомнить детям об этом состоянии, но и показать его.

Анализ игры:

-тебе было скучно или весело?

-какой свой образ тебе понравился больше всего?

-кого было легче изображать: животное или человека?

Игра 13. «Что и когда я чувствую»

Цели: развитие умения выражать свои эмоции и чувства.

Количество играющих: 3-9 человек.

Материалы: карточки со схематичным изображением эмоционального состояния.

Описание игры: ребята и ведущий садятся в круг. Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. Дети отвечают. Затем ведущий предлагает ребенку выбрать одну из карточек со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывал подобные чувства («Я радуюсь, когда…»; «я обижаюсь, когда….»; «мне страшно, когда» и т. д.)

Комментарии: если игра проводится впервые, то ведущий может сам начинать предложение, а ребенок будет его продолжать. Например, «Скажи, пожалуйста, какое эмоциональное состояние изображено на твоей схеме? Верно. Сейчас я начну говорить фразу, а ты, пожалуйста, ее продолжи. Ты радуешься тогда, когда….

Анализ игры:

-почему ты выбрал именно эту схему?

-чем она тебе понравилась?

-как ты считаешь, эта карточка подходит другим людям? Кому она подходит?

Игра 14. «Зеркало».

Цели: развитие умения отражать эмоции и чувства другого человека.

Количество играющих: 4 – 8 человек.

Описание игры: дети разбиваются на пары. Ведущий выбирает в каждой паре «зеркало». Ребенок, выполняющий роль зеркала, должен отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение показывается молча, с помощью мимики и пантомимы. Каждый участник выполняет упражнение по 2-3 раза (разные эмоциональные состояния). Педагог наблюдает за точностью исполнения, не комментируя действия детей.

Комментарии: дети могут менять эмоциональные состояния по хлопку педагога, через 2-3 минуты, чтобы игра не затянулась и не наскучила.

Анализ игры:

-какие эмоциональные состояния отразило твое зеркало?

-верным ли было отражение или не совсем точным?

-легко ли тебе было отражать эмоциональное состояние другого человека?

-какие состояния ты показывал сам?

-удалось ли зеркалу их отразить?

-понравилось ли тебе отражать?

Игра 15. «Передача чувств».

Цели: развитие умения узнавать, произвольно воспроизводить и передавать определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

Количество играющих: 8-12 человек.

Описание игры: дети встают в шеренгу, в затылок друг другу. Первый ребенок поворачивается ко второму и передает ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление). Второй ребенок должен передать следующему игроку то же чувство. Последний в шеренге ребенок отвечает, какое чувство ему передали. Названное чувство сравнивают с тем, которое было передано вначале. Каждый из детей произносит, как он понимал полученное им чувство.

Комментарии: педагог может встать вначале шеренги и первым передать эмоциональное состояние. После обсуждения, первый человек занимает место в конце шеренги. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность самому придумать то состояние, которое он хочет передать.

Анализ игры:

-понравилось ли тебе игра?

-что для тебя было сложнее: придумать состояние, изобразить или передать?

-что, на твой взгляд проще, стоять в конце шеренги или в ее начале?

-запомнил ли ты, какие эмоциональные состояния ты передавал?

Игра 16. «Карусель».

Цели: развитие умения демонстрировать заданные эмоции и адекватно реагировать на определенные эмоциональные состояния мимикой, жестом, движением.

Количество играющих: четное количество человек (от 10).

Описание игры: дети образуют два круга (так называемую «карусель»): внутренний (неподвижный) круг и внешний (подвижный). Проигрываются встречи с новыми людьми. Примеры ситуаций:

-перед тобой человек, которого ты хорошо знаешь, но долго не видел. Покажи человеку, что ты рад его видеть;

-перед тобой маленький ребенок, который испугался. Покажи ему, что ты его не обидишь, успокой его без помощи слов;

-перед тобой очень печальный мальчик. Поддержи его при помощи мимики и жестов.

Время на каждую ситуацию 2-3 минуты. Затем по сигналу ведущего, дети, образующие внешний круг сдвигаются на одного участника влево.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра?

-часто ли ты используешь язык жестов и мимику? В каких ситуациях?

-легко ли тебе было быстро менять свою мимику?

-ты был доволен собой?

Игра 17. «Платок хороших эмоций»

Цели: развитие умения выражать свои эмоции и чувства по отношению к другим людям, правильно называть эмоциональные проявления других детей.

Количество играющих: 3-9 человек.

Материалы: большой платок или кусок материи.

Описание игры: ребята и ведущий садятся в круг. Ведущий показывает платок и говорит, что это платок для хороших эмоций, но пока он пуст. Ребятам нужно наполнить (свернуть) платок столько раз, сколько они вспомнят хороших эмоций. Обязательное условие: эти эмоции демонстрировали сами ребята в течение дня. Ведущий сворачивает платок один раз и передает его соседу слева со словами: «Я передаю этот платок Саше, потому что я видела, как он сегодня веселился». Ребенок благодарит ведущего, также сворачивает платок и передает его, называя эмоциональное состояние, присущее ребенку, сидящему рядом. В конце игры платок оказывается у ведущего, который обобщает все то, что сказали дети. Платок укладывается на почетное место. Детям предлагается по желанию подходить к этому месту в любое время, класть руку на платок и «заряжаться» хорошими эмоциями.

Комментарии: игра требует от ведущего повышенного внимания и тактичности, чтобы, в случае необходимости, помочь, подсказать, напомнить детям об эмоциях друг друга. Заключительное слово ведущего также очень важно.

Анализ игры:

-сколько разных эмоциональных состояний мы назвали?

-остались ли эмоции, о которых мы забыли?

-какие ваши эмоции не назвали, а вам хочется о них сказать?

Блок II. Игровые упражнения, направленные на формирование умения получать необходимую информацию в общении; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение.

Игра 1. «Возьмите меня в игру».

Цели: развитие умения вступать в беседу.

Количество играющих: 8-16 человек.

Материалы: мяч

Описание игры: одна группа детей играет в мяч; перебрасывают мяч друг другу, сидя или стоя в кругу. Вторая группа детей сидит в стороне. По сигналу педагога, один из сидящих детей подходит к детям, играющим в кругу, и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребёнок встает в круг. Упражнение делают все дети по очереди.

Комментарий: игру можно усложнить, добавив дополнительные правила. Например, при перебрасывании мяча, дети могут называть качества людей, с которыми им легко общаться. А ребенок, претендующий на место в игре, должен назвать свои качества, которые нужны для игры.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра?

-трудно ли было попросить ребят?

-боялся ли ты, что ребята не примут тебя в игру?

-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение?

-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?

Игра 2. «Сороконожка».

Цели: формирование умения действовать в команде, развитие умения слушать и слышать.

Количество играющих: 5-10 человек.

Описание игры: дети встают друг за другом, держась за талию стоящего впереди ребенка. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих: не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожку в целости.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра?

-трудно ли было сохранить Сороконожку в целости?

-всегда ли у тебя это получалось?

-как ты думаешь, у всех детей было хорошее настроение во время игры?

-какое настроение было у тебя во время игры: радостное, грустное, печальное?

Игра 3. «Совет волшебников».

Цели: развитие умения вести диалог, получать информацию.

Количество играющих: 5-10 человек.

Описание игры: дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий рассказывает про мальчика, с которым никто не хотел играть. Но однажды мальчик встретил доброго волшебника, и тот дал ему хороший совет. Каждый ребёнок придумывает и говорит, что посоветовал волшебник и как мальчик воспользовался этим советом.

Комментарий: ведущий может усложнить игру, распределив роли волшебников и мальчиков между детьми. Дети должны проиграть ситуацию встречи с волшебником. В этом случае, детей должно быть меньше, не более 8 человек.

Анализ игры:

-сразу ли ты придумал, что сказал волшебник мальчику?

-совет какого волшебника тебе очень понравился?

-всегда ли тебе хочется играть с другими детьми?

-всегда ли дети хотят играть с тобой?

-какими советами ты можешь воспользоваться?

Игра 4. «Придумаю и нарисую правила игры».

Цели: формирование умения вырабатывать, предлагать друзьям, обсуждать и соблюдать групповые нормы и правила.

Количество играющих: 5-7 человек.

Материалы: листы белой бумаги, цветные карандаши.

Описание игры: ведущий предлагает детям придумать такие правила игры, чтобы никто не ссорился. Например: «Водить должны все по очереди», «Нельзя перебивать друг друга» и др. Затем дети рисуют (или просто озвучивают) эти правила. Рисунки демонстрируются в группе, обсуждаются те правила, которые дети изобразили. При обсуждении доказывается важность, необходимость соблюдения правила. Рисунки остаются на выставке в группе. Дети, показав на рисунок, могут невербально напомнить друг другу о правилах.

Комментарий: в ходе обсуждения ведущий напоминает об основных правилах диалога: выслушивать друг друга, не перебивать, стараться аргументировано отстаивать свою позицию. Свое высказывание каждый ребенок, начинает словами: «Я согласен (не согласен) с правилом Кати, потому что…Я тоже предлагаю свое правило..»

Анализ игры:

-сложно ли соблюдать правила в игре?

-как правильно напомнить другому человеку о соблюдении игровых правил?

-понравилось ли тебе рассказывать о правиле, которое ты изобразил?

-было ли тебе обидно, когда ребята не соглашались с твоим правилом?

-какие правила ты считаешь самыми важными?

Игра 5. «Что ты можешь предложить?».

Цели: развитие умения организовывать новую игру, распределять роли между собой; конструктивно решать конфликтные ситуации, возникающие при распределении ролей.

Количество играющих: 3-9 человек.

Материалы: кубики, мячи, куклы для кукольного театра.

Описание игры: ведущий предлагает детям кубики, мячи, кукол для кукольного театра, и спрашивает: «Во что можно с этим поиграть?». Дети по очереди предлагают игры. Выбрав одну из игр, предложенных детьми, ведущий наблюдает за распределением ролей, помогает при определении правил игры, направляет ребят на конструктивное взаимодействие.

Комментарий: роль ведущего становится менее значимой по мере овладения детьми способами конструктивного взаимодействия.

Анализ игры:

-понравилась ли тебе игра, которую вы придумали?

-со всеми правилами игры ты был согласен?

-какие правила ты предложил?

-услышали ребята твои правила?

-ты играл ту роль, которую хотел?

-если бы ты был ведущим в игре, какие правила ты бы убрал?

-возникали ли у тебя споры с другими ребятами по ходу игры?

-как вы решали свои споры?

Игра 6. «Человек плачет».

Цели: развитие эмпатии, умения адекватного восприятия партнера, умения вести диалог и получать информацию.

Количество играющих: 5-7 человек.

Материалы: пуфики или подушки

Описание игры: ребёнок лежит на подушке, и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова. Упражнение делают все дети по очереди.

Комментарий: ведущий, при необходимости, помогает при подборе утешительных слов.

Анализ игры:

-что или кто может вызвать слезы у человека?

-какие слова, по-твоему, самые главные для плачущего человека?

-какие эмоции ты испытываешь, видя плачущего человека?

-случалось ли так, что кто-то плакал по твоей вине?

-можешь ли ты сделать так, чтобы твоя мама никогда не плакала? Что именно ты можешь сделать?

Игра 7. «Рука дружбы».

Цели: развитие рефлексии, освоение детьми приемов самопрезентации и позитивной обратной связи.

Количество играющих: 5-9 человек.

Описание игры: дети стоят в кругу. Водящий протягивает ребенку руку, ребенок — другому ребенку, другой – третьему и т.д. Когда все дети взялись за руки, сказать хором: «Давай дружить!».

Комментарий: водящий может подавать руку со словами: «Я — добрый. Давай дружить». Следующий участник, принимает рукопожатие, отвечает: «Да, ты добрый. Давай дружить» и протягивает руку следующему ребенку со словами «Я — веселый. Давай дружить» и так далее. Заключительное слово-ведущего, который еще раз называет качества детей, которые они считают необходимыми для крепкой дружбы.

Анализ игры:

-понравилась игра?

-какие качества, на твой взгляд, помогают дружбе, а какие — мешают?

-легко или сложно было говорить хорошее о себе?

-часто ли ты слышишь похвалу в свой адрес?

-каким нужно быть другом, чтобы получать похвалу?

Игра 8. «Не разлей вода».

Цели: формирование умения высказывать свою точку зрения, находить конструктивные способы выхода из конфликтных ситуаций.

Количество играющих: 5-12 человек.

Описание игры: ведущий начинает предложения, а дети по очереди продолжают их. «Жили-были два друга. Как их звали?» «Они всегда вместе играли. Все говорили про них — «не разлей вода», то есть очень-очень дружные. Вдруг наши друзья поссорились. Почему?» «Они хотели помириться, но не знали как, и вот один придумал…» «Что придумал один из друзей?» «Они помирились и стали играть. Во что играли друзья?»

Комментарий: ведущий может изменить начальное предложение и начать рассказ о семье: маме или папе и их ребенке.

Анализ игры:

-как вы думаете, будут ли еще ссориться друзья?

-часто ли ты ссоришься с друзьями, родителями?

-кто, по-твоему, чаще виноват в этих ссорах?

-трудно ли тебе просить прощения?

-что нужно делать, чтобы не ссориться?

-можно ли быстро помириться с другом? Как это сделать?

Игра 9. «Мне хорошо одному».

Цели: развитие умения вступать в диалог, поддерживать его; формулировать, активно высказывать и отстаивать свое мнение.

Количество играющих: 5-7 человек.

Материалы: пуфы или стул

Описание игры: ребёнок сидит на пуфе, стуле или ковре, отвернувшись от других детей. Он делает вид, что занят чем-либо. Дети по очереди подходят и предлагают сыграть в какую-нибудь игру. Ребёнок на все предложения отвечает: «Мне хорошо одному». Ведущий помогает детям предложить ему такую игру или занятие, от которых он не сможет отказаться. Как только ребёнка соглашается на игру, его место занимает другой.

Комментарий: в зависимости от индивидуальных возможностей и особенностей детей, игру можно усложнить. Например, произнося слова: «Мне нравится играть одному», ребенок каждый раз объясняет, почему (потому что «играю в то, во что сам захочу», «меня никто не перебивает», «играю по своим правилам» и так далее. Другие дети, предлагая свои варианты игр, пытаются доказать обратное («в этой игре вместе придумываются правила», «честно распределяются роли» и т. д.).

Анализ игры:

-как быстро ребята смогли убедить тебя?

-от какого предложения ты не смог отказаться и почему?

-часто ли ты играешь один?

-тебе больше нравится играть одному или с ребятами?

-возникают ли у вас споры в игре?

-вы решаете эти споры сами или обращаетесь за помощью ко взрослому человеку?

-как нужно играть, чтобы не ссориться?

Игра 10. «Помогу другому».

Цели: развитие умения формулировать и высказывать свою точку зрения на поведение и эмоциональные проявления других людей.

Количество играющих: 7-12 человек.

Описание игры: ведущий вместе с детьми располагается в кругу, на ковре. Он начинает фразу, а дети продолжают по очереди. Каждый ребёнок должен продолжить начало одной фразы. «Мой друг случайно разбил кружку, и я …». «У меня есть новая книжка, а у друга нет, и я …». «Моего друга обидел большой мальчик, и я …». «У моего друга есть новая игрушка, и я …». «Мой друг хочет играть только со мной, а с другими детьми нет, и я …». «Мой друг дразнит одну девочку, и я …».

Анализ игры:

-понравилось ли тебе помогать другим людям?

-как часто ты помогаешь родителям, друзьям? В чем заключается твоя помощь?

-нуждаешься ли ты иногда в помощи друзей?

-можешь ли ты сам попросить о помощи?

-какие слова произносят люди, нуждающиеся в помощи?

-кому, на твой взгляд, нужно помогать чаще?

Игра 11. «Приветики».

Цели: развитие умения вступать в контакт со сверстниками, развитие доброжелательности, инициативности и самостоятельности.

Количество играющих: 9-12 человек

Описание игры: ведущий и дети сидят или стоят в кругу. Ведущий рассказывает (рассказ может сопровождаться показом) детям о ритуале приветствия: зачем люди приветствуют друг друга; как приветствуют друг друга люди в разных странах; как люди знакомятся, и какие слова они говорят друг другу при первой встрече. Детям предлагается придумать свое приветствие и представиться соседу слева; можно повторить приветствие, которое услышали от ведущего.

Комментарий: игра может усложняться в зависимости от уровня развития умений детей. Например, ведущий и группа детей в количестве 3-5 человек отправляются в другую группу (по договоренности). Заходя в группу, приветствуют детей и представляются.

Анализ игры:

-для чего люди при встрече приветствуют друг друга?

-всегда ли ты приветствуешь других людей?

-какое приветствие тебя удивило?

-какое из приветствий тебе понравилось больше всего?

Игра 12. «Поступает хорошо, поступает скверно».

Цели: развитие умения адекватно оценивать поступки других людей; развитие монологической речи.

Количество играющих: 7-12 человек

Описание игры: ведущий произносит текст, дети говорят после каждой строчки: «Поступает хорошо», или «Поступает скверно».

Катя папе помогает (поступает хорошо)

Саша кактус поливает (поступает хорошо)

Коля рвёт всё время книжки (поступает скверно)

Дима в парк ведёт братишку (поступает хорошо)

Оля укусила Свету (поступает скверно)

Тема Свете дал конфету (поступает хорошо)

Миша в грязь толкнул Катюшку (поступает скверно)

Поля всем даёт игрушки (поступает хорошо)

Анализ игры:

-понравилась ли тебе эта игра?

-какой вопрос оказался для тебя сложным?

— на какие вопросы было легко отвечать?

-о каком хорошем поступке своего друга ты можешь рассказать?

Игра 13. «Заслуженная награда».

Цели: развитие умения адекватного восприятия и принятия другого человека; умения отмечать положительные стороны поведения окружающих людей.

Количество играющих: 9-12 человек

Материалы: изготовленные заранее трафареты орденов, акварельные краски.

Описание игры: ведущий беседует с детьми о похвале: как можно похвалить человека; нужно ли хвалить взрослых и за что их можно похвалить; за что можно похвалить ребенка. Затем по считалке, дети делятся на пары, рисуют друг другу и торжественно вручают ордена (доброты, заботливости, дружелюбия, радости и т. д.). Ордена занимают достойное место на выставке работ.

Анализ игры:

-что было наиболее сложным: нарисовать орден или его вручить?

-какие эмоции ты испытывал, когда вручал орден?

— какие эмоции ты испытывал, когда вручали орден тебе?

-кому и за что ты бы хотел вручить ордена?

Игра 14. «Конкурс хвастунов»

Цели: развитие умения верно формулировать мысли, вербализировать их, отстаивать свою точку зрения.

Количество играющих:4-6 человек

Описание игры: работа ведется с 2-3 парами детей. Ведущий объявляет о том, что проводится конкурс хвастунов. Нужно лучше всех похвастаться своим партнером. При этом необходимо в диалоге с другой парой, отстоять свою точку зрения. Пары становятся напротив, и один из участников начинает, например, так: «Это мой друг-Дима. Он самый лучший из людей. Он – добрый, честный, воспитанный». Второй ребенок парирует: « Да, Дима — добрый, честный, воспитанный. Но мой друг Артем — самый лучший, потому что он не обижает малышей, помогает маме, не ссорится с друзьями» и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока у ребят на закончатся аргументы. Ведущий обобщает, перечисляя названные ребятами характеристики. Затем другой участник пары продолжает спор.

Комментарий: на начальном этапе использования игры, педагог показывает детям, как правильно аргументировать свою точку зрения, чтобы никого не обидеть.

Анализ игры:

-как тебе показалось, кто из хвастунов был более убедительным?

-сложно ли тебе было хвалить своего друга?

-старался ли ты соблюдать правила игры?

-что нового ты узнал о ребятах или о себе?

Игра 15. «Диктор телевидения»

Цели: развитие умения формулировать вопросы на заданную тему; вступать в диалог со взрослыми людьми, доносить до других полученную информацию.

Количество играющих: 5-20 человек

Материалы: картонный телевизор

Описание игры: во второй половине дня педагог сообщает детям, что завтра начинает работать Детское радио. По желанию детей дается задание взять утром интервью у взрослого человека: педагога, работающего в другой группе, психолога, старшего воспитателя и т. д. Темы для интервью могут быть следующие «Настроение осенью», «Моя любимая детская книжка», «Самый веселый день» и так далее. Педагог беседует с детьми, направляет при формулировке вопросов. На следующий день, дети рассаживаются у «телевизора», а «дикторы» делятся с ними полученной информацией.

Комментарий: на начальном этапе реализации игры, «связки» между репортажами произносит педагог. Он же располагает «материал» в определенной последовательности. В дальнейшем, дети могут самостоятельно справляться и с репортажами, и с рекламными роликами.

Анализ игры:

-понравилось ли тебе брать интервью?

-волновался ли ты при этом?

-все ли ответы на вопросы ты запомнил?

-сложно ли быть диктором?

-внимательно ли тебя слушали ребята?

-на какие темы ты бы хотел

Игра 16. «Ладонь в ладонь».

Цели: развитие сплоченности; умения взаимодействовать, соблюдать групповые нормы.

Количество играющих: четное количество человек.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, «гору», «реку» и т.д.

Комментарий: можно усложнить игру, если дать задание передвигаться прыжками, на корточках. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Анализ игры:

-возникли ли трудности у вашей пары?

-ошибались ли вы во время игры?

-что нужно было делать, чтобы не нарушить правила?

Игра 17. «Отдам тебе то, что есть у меня».

Цели: развитие эмпатии, умения благодарить человека.

Количество играющих: 5-10 человек.

Описание игры: дети и ведущий сидят в кругу. Ведущий начинает игру словами, обращаясь к партнеру слева: «Тебе, Саша, отдам то, что есть у меня». Одновременно со словами, он делает вид, что держит что-то в руках и передает соседу. Игра заканчивается, когда каждый из детей получит подарок.

Комментарий: подарок можно описывать: его назначение, размеры, вес. Главное, чтобы ребята не забывали поблагодарить дарящего подарок человека.

Анализ игры:

-какой подарок придумал ведущий?

-ты угадал, что это был за подарок?

-что тебе понравилось больше — дарить или получать подарки?

-какой подарок ты хотел бы подарить своему лучшему другу, своей маме?

-что нужно сделать, чтобы человек понял, что его подарок тебе понравился?

-как можно поблагодарить человека, подарившего подарок?

Блок III. Игровые ситуации и ролевые игры, направленные на формирование навыка сотрудничества, умения понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые.

Описание игровых ситуаций: все игровые ситуации разыгрываются детьми от имени пальчиковых кукол. Взрослый комментирует ситуации, помогает детям при моделировании конструктивных диалогов. Прежде, чем разыгрывать любую ситуацию, педагог спрашивает детей о том, какие роли они хотят сыграть, а затем раздаёт кукол. На первых этапах организации игры, педагог объясняет детям, что от них требуется. Он спрашивает, например, «Как будет вести себя зайчик, который всего боится?» и т. д. Каждый ребёнок, по условиям игры, должен произнести несколько реплик. Если он не может придумать реплику, то ему следует обратиться за помощью к другим ребятам или педагогу. Но он, обязательно, должен повторить эту реплику. Надо предоставить всем детям возможность побывать в разных ролях.

Игровая ситуация 1. Куклы поссорились из-за машинки

Цели: освоение способов конструктивного взаимодействия, развитие умений разрешения конфликтной ситуации.

Количество играющих: 2 и более человек.

Анализ игровой ситуации:

-почему поссорились куклы?

-можно ли было решить спор без ссоры? Каким образом?

-возникают ли у тебя споры с ребятами?

—как ты думаешь, почему некоторые ребята начинают драться при споре?

-можно ли обойтись без драк?

Игровая ситуация 2. Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть, остальные куклы пытаются разрешить ситуацию.

Цели: развитие умения вступать в диалог, полилог, учитывая при этом эмоциональное состояние партнера по взаимодействию

Количество играющих: 4-6 человек

Анализ игровой ситуации:

-на что обиделась кукла?

-что ты делал, чтобы кукла простила тебя?

-как быстро простила тебя кукла?

Игровая ситуация 3. Одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, остальные просят игрушку

Цели: развитие умения бесконфликтного взаимодействия с другими людьми.

Количество играющих: 6-9 человек.

Анализ игровой ситуации:

-как можно назвать человека, который ни с кем не хочет делиться?

-жалко ли тебе делиться своими игрушками?

-после каких слов кукла поделилась с вами?

Игровая ситуация 4. Одна из кукол ссорится с другими куклами, щиплет. Остальные пытаются ее «урезонить».

Цели: развитие умения конструктивного разрешения конфликта.

Количество играющих: 6-9 человек.

Анализ игровой ситуации:

-почему кукла так себя вела?

-понравилось ли тебе ее поведение? Почему?

-как ты пытался изменить ситуацию?

-тебе пришлось защищаться или ты смог убедить куклу изменить свое поведение?

Игровая ситуация 5. Одну из кукол все угощают, а она выплёвывает и выкидывает еду, остальные уговаривают попробовать

Цели: развитие умения достижения групповой цели; умения убеждать.

Количество играющих: 4-6 человек.

Анализ игровой ситуации:

-как можно назвать такое поведение куклы?

-удалось ли вам ее уговорить?

-какие слова вы произносили, чтобы убедить куклу попробовать еду?

-как быстро согласилась кукла на ваше предложение?

Игровая ситуация 6. Одна из кукол боится делать прививки. Остальные пытаются убедить ее, что это не страшно.

Цели: развитие умения учитывать эмоциональное состояние при взаимодействии, назвать его.

Количество играющих: 4-7 детей.

Анализ игровой ситуации:

-какое чувство испытывала кукла? Почему?

— как вы распознали это эмоциональное состояние?

-от чего тебе может быть страшно?

-как ты борешься со своим страхом?

-удалось ли тебе убедить куклу?

-какие слова ты произносил, чтобы ее убедить?

Игровая ситуация 7. Одна из кукол идёт в магазин и требует всё-всё-всё, остальные должны объяснить, почему так делать нельзя и почему невозможно купить всё, что хочется

Цели: развитие умения убежать партнера по взаимодействию, аргументировать свою точку зрения.

Количество играющих: 4-7 детей.

Анализ игровой ситуации:

-как можно назвать такое поведение куклы?

-удалось ли тебе ее убедить?

-какие слова ты произносил, чтобы убедить куклу?

— согласилась кукла с твоей точкой зрения? Как ты думаешь, почему?

Игровая ситуация 8. Одна из кукол боится темноты, остальные объясняют, что в темноте ничего страшного нет

Цели: развитие умения убежать партнера по взаимодействию, аргументировать свою точку зрения.

Количество играющих: 4-6 детей.

Анализ игровой ситуации:

-какое чувство испытывала кукла? Почему это чувство возникло?

— как ты понял, что кукла боится темноты?

-а ты боишься темноты?

-как ты борешься со своим страхом?

-удалось ли тебе убедить куклу?

-какие слова ты произносил, чтобы ее убедить?

Игровая ситуация 9. Одна из кукол заблудилась в лесу. Она вступает в диалог с лесными жителями, которые помогают найти дорогу домой.

Цели: развитие умения первым вступать в коммуникативный контакт, правильно высказывать просьбу, внимательно выслушивать монолог другого человека и использовать полученную информацию.

Количество играющих: 5-7 человек.

Анализ игровой ситуации:

-было ли кукле страшно в лесу?

-все ли лесные жители откликнулись на просьбу куклы?

-как кукла пыталась узнать дорогу домой?

-легко ли тебе спрашивать что-либо у незнакомого человека?

-какие слова нужно произнести, чтобы тебе ответили на вопрос?

Игровая ситуация 10. Одна из кукол недавно стала посещать детский сад. Ей не нравится в детском саду. Остальные куклы, договорившись меж собой, приводят контр-аргументы.

Цели: формирование у ребенка умение принимать во внимание точку зрения другого и аргументировано высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Количество играющих: 5-8 человек.

Анализ игровой ситуации:

-удалось ли вам договорить между собой, прежде чем начать убеждать куклу?

-чьи слова были самыми убедительными?

-согласилась ли кукла с вами?

-почему некоторые дети не хотят посещать детский сад?

— с каким настроением ты приходишь в детский сад?

Описание ролевых игр: взрослый предлагает детям ролевые игры, героями которых они становятся. При необходимости, перед тем, как разыгрывать ролевую игру, подготавливаются атрибуты (наряды, предметы для манипуляций).

Ролевая игра 11. «Необитаемый остров».

Цели: развитие умения обращаться за помощью в трудной ситуации; умения организовывать игру с правилами.

Количество играющих: 5-8 человек.

Описание игры: ребенку предлагается отправиться на необитаемый остров, на котором он некоторое время будет находиться один. Ребенку предлагается придумать игру, в которую он будет играть по возвращению с острова, а затем позвать на помощь любого человека. Ребенок должен просить очень убедительно, чтобы кто-то из детей откликнулся и спас Робинзона. После возвращения Робинзон организует придуманную игру со своими спасителями.

Анализ ролевой игры:

-как ты себя чувствовал на необитаемом острове?

-было ли тебе скучно?

-кого ты позвал на помощь?

-быстро ли откликнулись твои родители, друзья?

-какие слова нужно говорить, чтобы другие люди помогли тебе?

-как быстро ты придумал игру?

Ролевая игра 12. «Айболит».

Цели: развитие у ребенка уверенности в своих силах; умения положительно относится к себе и к другим людям, независимо от их эмоционального состояния.

Количество играющих: 5-9 человек.

Описание игры: детям предлагается разыграть роли зверушек и Айболита. Каждый зверь с заданным характером (добрый, трусливый, веселый, грустный и т.д.). Доктор старается найти подход к каждому. Возможно, по ходу игры, чтение педагогом сказки К.И.Чуковского «Айболит».

Анализ ролевой игры:

-понравился ли тебе Айболит? Почему он тебе понравился?

-какие звери были не очень вежливы?

-почему Айболит принял всех пациентов?

Ролевая игра 13. «Человек рассеянный».

Цели: развитие умения учитывать эмоциональное состояние человека при обращении к нему; получать информацию, структурировать ее и использовать в нужных целях.

Количество играющих: 5-7 человек.

Описание игры: детям предлагается разыграть роли Человека рассеянного и его попутчиков. Человек рассеянный едет в автобусе и пытается выяснить его маршрут у различных людей (удивленных, испуганных, веселых и т.д.)

Анализ ролевой игры:

-понравилась ли тебе игра?

-с кем из людей было проще всего общаться?

-трудно ли было правильно сформулировать вопрос и понять ответ?

Ролевая игра 14. «Колобок».

Цели: развитие умения вступать в коммуникативный контакт, аргументировать и доказывать свою позицию.

Количество играющих: 5 человек.

Описание игры: детям предлагается разыграть роли Колобка и зверей, которые встречаются ему на пути. По условию игры, Колобок должен убедить каждого из зверей не съедать его. Если слова Колобка будут не убедительными, то он может оказаться съеденным любым зверем.

Анализ ролевой игры:

-какой из Колобков был самым убедительным?

-кого из зверей было труднее всего убедить и почему?

-для каждого из зверей ты использовал разные аргументы?

-интереснее быть Колобком или зверем?

Ролевая игра 15. «Новогодняя елка»

Цели: развитие умений монологической речи; умений формулировать вопросы и отвечать на них.

Количество играющих: 5-13 человек.

Описание игры: детям предлагается разыграть роль Новогодней елки, которая будет рассказывать о себе и отвечать на вопросы ребят.

Анализ ролевой игры:

-понравились тебе истории елок?

-чья история была самой интересной?

-какая елка интересно отвечала на вопросы?

-какие вопросы тебе запомнились?

-тебе больше понравилось задавать вопросы или отвечать на них?

Ролевая игра 16. «Емеля и щука»

Цели: развитие умений конструктивного аргументированного диалога.

Количество играющих: 5-8 человек.

Описание игры: детям предлагается разыграть роль Емели и щуки. Емеля должен просить то, что он хочет, а щука — может либо отказываться, либо соглашаться, в зависимости от аргументов Емели.

Анализ ролевой игры:

-во всем ли щука согласилась с Емелей?

-какие желания Емели щука исполнила и почему?

-почему щука несколько раз отказывала Емеле в исполнении его желаний?

-о чем бы ты попросил щуку?

Ролевая игра 17. «День рождения Винни-Пуха».

Цели: развитие умения организовать игру, формулировать групповые правила; развитие самостоятельности.

Количество играющих: 5-8 человек.

Описание игры: детям предлагается поиграть в «День рождения Винни-Пуха». Как они будут играть, по каким правилам, какие роли будут исполнять в игре – ребята договариваются сами. Педагог наблюдает за процессом, старается не вмешиваться.

Анализ ролевой игры:

-понравилась ли вам игра?

-какие основные правила были в вашей игре?

-все ли ребята соблюдали правила?

-остался ли доволен Винни-Пух гостями?

III .Список литературы.

1. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов.- 2-е изд., испр./А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 144 С.

2. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М.: Генезис, 2000.-272 С.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проект [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки. РФ

4. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие/в 4-х томах.Т.4. – М.: Генезис, 2001.-160 С.

Автор: Семенова Ирина Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Солнышко», пгт. Верх-Чебула, Чебулинский район, Кемеровская обл., Россия.

Статья размещена в авторской редакции

Можно ли принимать зеркала в подарок фото. Поделитесь новостью Можно ли принимать зеркала в подарок с друзьями!
Можно ли принимать зеркала в подарок 24
Можно ли принимать зеркала в подарок 38
Можно ли принимать зеркала в подарок 67
Можно ли принимать зеркала в подарок 92
Можно ли принимать зеркала в подарок 51
Можно ли принимать зеркала в подарок 54
Можно ли принимать зеркала в подарок 72
Можно ли принимать зеркала в подарок 7
Можно ли принимать зеркала в подарок 42
Можно ли принимать зеркала в подарок 84
Можно ли принимать зеркала в подарок 13
Можно ли принимать зеркала в подарок 85
Можно ли принимать зеркала в подарок 99
Можно ли принимать зеркала в подарок 64
Можно ли принимать зеркала в подарок 80
Можно ли принимать зеркала в подарок 14
Можно ли принимать зеркала в подарок 69
Можно ли принимать зеркала в подарок 96
настенная полка своими руками для цветов
корпоратив на природе своими руками
деревянное кресло для дома своими руками
поделки из соленого теста собачки
как сделать станок для вязания рыболовных сетей своими руками
сигнализация мобильный телефон своими руками
сам своими руками кованые цветы
держатель для наждачной бумаги своими руками
ремонт своими руками маяки
как сделать опору для гороха своими руками
ящик для карандашей своими руками
сделать буржуйку в баню своими руками
каркасные дома своими руками строим сами
композиции из конфет на день учителя своими руками
многоцветное вязание ленивые узоры каталог
поздравления с двадцатилетием сестры
что может сделать ребенок своими руками для папы